На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЗА БАРАНКОЙ

391 816 подписчиков

Свежие комментарии

  • Alex Nемо
    Автор не рассказал ещё об одном типе автосвалок. На них расположены совершенно новые авто, как говорится на которых е...Почему в Америке ...
  • Алексей Смирнов
    Не знаю как в других городах. а в нашем городе его называли "сарай", про "скотовоз" услышал только несколько лет наза...Народный "танк на...
  • Алексей Смирнов
    Да. много я покатался на мототехнике в те времена, Рига 7, 11, 13, Верховина, Карпаты, Восход 3М, Иж Ю 5, Урал. Урал ...Роскошь на двух к...

Транспортный налог, как будем жить дальше или как нас имеют и как иметь будет, власть избранная.

 

Начиная с нового года ставки транспортного налога, согласно поправкам к статьям 342 и 361 Налогового кодекса РФ уменьшились в два раза. Новость хорошая, причем не только для автомобилистов, но и для всех россиян, так как это напрямую влияет на стоимость перевозок, а значит и всех товаров, продающихся в наших магазинах.

Однако на деле оказывается, не все так радостно и безоблачно. Прежде чем благодарить власти за такой подарок, нужно как следует разобраться в ситуации: как говориться, прочесть все сноски мелким шрифтом и представить себе двухмерные буквы теории в трехмерной практике.

Как было

До 2011 года базовые ставки транспортного налога были отнюдь не высоки (см. таблицу 1). Например, владельцу «Лады», мощностью 75 л.с., в год за нее, по идее, нужно было платить всего 375 рублей. Мелочь, которая обходится дешевле большинства штрафов! Так почему же люди были недовольны? Ответ находился в пункте 2 статьи 361 Налогового кодекса РФ в прежней редакции: ставки налога можно было увеличивать в пять раз, на усмотрение местных властей. Благодаря этому пункту получались те суммы, которые указаны в таблицах №№ 2/1–2/5.

Таблица №1. Ставки транспортного налога до 2011 года (пункт 1 статьи 361 Налогового кодекса РФ)

Наименование объекта налогообложения Налоговая ставка (в рублях)
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
– до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 5
– свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно 7
– свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно 10
– свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно 15
– свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) 30
Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
– до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно 2
– свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно 4
– свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт) 10
Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
– до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно 10
– свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт) 20
Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
– до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 5
– свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно 8
– свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно 10
– свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно 13
– свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) 17
Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы) 5
Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
– до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно 5
– свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт) 10

 

Таблица 2/1. Транспортный налог до 2011 года: Нижний Новгород

Мощность ТС Рублей за 1 л.с.
До 45 л.с. 15
45–100 л.с. 25
100–150 л.с. 35
150–200 л.с. 50
200–250 л.с. 75
Свыше 250 л.с. 150

 

Таблица 2/2. Транспортный налог до 2011 года: Тольятти

Мощность ТС Рублей за 1 л.с.
До 100 л.с. 14
100–120 л.с. 21
120–150 л.с. 29
150–200 л.с. 37
200–250 л.с. 66
Свыше 250 л.с. 150

 

Таблица 2/3. Транспортный налог до 2011 года: Ульяновск

Мощность ТС Рублей за 1 л.с.
До 100 л.с. 10
100–150 л.с. 30
150–200 л.с. 45
200–250 л.с. 65
Свыше 250 л.с. 100

 

Таблица 2/4. Транспортный налог до 2011 года: Москва

Мощность ТС Рублей за 1 л.с.
До 100 л.с. 7
100–125 л.с. 20
125–150 л.с. 30
150–175 л.с. 38
175–200 л.с. 45
200–225 л.с. 60
225–250 л.с. 75
Свыше 250 л.с. 150

 

Таблица 2/5. Транспортный налог до 2011 года: Санкт-Петербург

Мощность ТС Рублей за 1 л.с.
До 100 л.с. 22
100–150 л.с. 35
150–200 л.с. 50
200–250 л.с. 75
Свыше 250 л.с. 150

 

Глядя на ставки транспортного налога в Налоговом кодексе и на то, во что они превратились на местах, приходишь в недоумение – как?

Как в отнюдь не самой богатой Нижегородской области можно брать с людей максимально возможные налоги – от 25 рублей с каждой «лошади»!? В итоге люди с зарплатами 5–7 тысяч рублей должны были ежегодно платить в казну за свои автомобили, большинство которых – классические модели ВАЗ мощностью 75 л.с., по 1 875 рублей, а не по 375, как это красиво прописано в Налоговом кодексе. При этом нижегородская областная Дума утвердила бюджет на содержание губернатора Шанцева Валерия Павлиновича в размере 365 миллионов рублей – то есть по миллиону в день. На втором месте по жадности – Санкт-Петербург, где с небогатых людей, владеющих заднеприводными ВАЗами, брали ежегодно по 22 рубля за одну лошадиную силу. Итого 1 650 рублей. В Москве малообеспеченных граждан не обижали – 7 рублей за одну лошадиную силу при мощности автомобиля до 100 л.с. выглядели практически подарком судьбы, однако в остальном столичные власти оказались не на много щедрее коллег из соседних регионов.


Как стало

С этого года все будет по-другому. Налоговые ставки снижены аж в два раза! (см. таблицу №3). Кроме того, для автомобилей, чья мощность составляет менее 150 л.с., налог может вообще равняться нулю, если на то будет воля местных властей. В итоге мы имеем 187,5 рублей налога в год за заднеприводный ВАЗ мощностью 75 л.с., а то и вовсе 0 рублей. Даже мощные внедорожники и спорткары, под капотами которых спрятаны «табуны» от 251 и более «лошадей» будут стоить их владельцам от 3 765 рублей в год.

Таблица №3. Ставки транспортного налога с 1 января 2011 года (пункт 1 статьи 361 Налогового кодекса РФ)

Наименование объекта налогообложения Налоговая ставка (в рублях)
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
– до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 2,5
– свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно 3,5
– свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно 5
– свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно 7,5
– свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) 15
Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
– до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно 1
– свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно 2
– свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт) 5
Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
– до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно 5
– свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт) 10
Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
– до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 2,5
– свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно 4
– свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно 5
– свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно 6,5
– свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) 8,5
Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы) 2,5
Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
– до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно 2,5
– свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт) 5

 

Но прежде чем рукоплескать и поздравлять себя с победой в войне с налогообложением, прочтем все тот же пункт 2 статьи 361 Налогового кодекса РФ, который тоже изменился: «Налоговые ставки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз. Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно». Вот так – базовые ставки снижены вдвое, но увеличивать их теперь можно не в пять, а в десять раз. То есть, умножая 2,5 рубля на 10 получаем те же 25 рублей за одну лошадиную силу для автомобилей, мощностью до 100 л.с. Как они нас! Но самое интересное, что это еще не все новости…

Как будет

Давно, еще в начале этого века, Владимир Путин, будучи президентом РФ, пообещал поднять зарплаты учителям на 20%. Слово свое он сдержал, грех жаловаться, но параллельно с этим была отменена и надбавка в 25% учителям сельской местности. Ситуация очень напоминает ту, которая в скором времени может сложиться с транспортным налогом.

Серьезных оснований говорить о том, что власти на местах будут понижать ставки транспортного налога или сводить их к нулю, увы, нет. Гораздо вероятнее, что их будут продолжать умножать по максимуму, как делали это до 2011 года. Абсолютно все регионы жалуются на то, что испытывают дефицит бюджета, в том числе это касается и средств, направляемых на ремонт и строительство дорог. Повезло в этом отношении, кажется, одному лишь Сочи, но и там данная проблема начнет всплывать после 2014 года. Где же брать деньги? Как всегда - у нас. При помощи увеличения налогов можно решить много проблем. Во-первых, увеличить местный бюджет. Во-вторых, поддержать отечественный автопром и его маломощные, но достаточно дешевые автомобили. В-третьих, избавится от пробок в крупных городах, как это, например, предлагает сделать директор НИИ транспорта и дорожного хозяйства Александр Сарычев. По его мнению, нужно, чтобы москвичи платили по 35 000 рублей транспортного налога ежегодно – тогда и денег на обустройство столичных дорог будет достаточно, и машин на улицах поубавится, а значит исчезнут заторы. «Раз ты пользуешься автомобилем, то занимаешь дорогу, двор, загрязняешь воздух, поэтому, будь добр, плати», – говорит Александр Викторович. Сумму же в 35 000 рублей он получил очень просто: «Прямые расходы Москвы сейчас на строительство и содержание дорог, согласно бюджету на 2011 год, составляют 150 миллиардов рублей. Бюджет у нас дефицитный. Нас же, сейчас почти 4 миллиона автовладельцев, 150 делим на 4, получается, что где-то 35 000 рублей в год каждый автовладелец должен заплатить за пользование дорогами». Таким образом, кстати, можно рассчитать каждый регион, получив поистине невероятные суммы налогообложения.

Так можно ли в свете всех представленных фактов надеется на то, что налоговое бремя для автомобилистов станет легче? Не думаю, тем более что мы не коснулись с вами еще одной темы, а именно цен на топливо, в которые решено включать часть транспортного налога.


Подальше положишь, поближе возьмешь
 
До сих пор не стихает волна недовольства по поводу постновогоднего роста цен на топливо. По прогнозам абсолютно всех экспертов к весне мы будем платить за один литр бензина или солярки по 30 рублей и более. Кто виноват в этом росте, и чем он вызван?

По данным сайта Benzin-price.ru, после новогодних праздников на некоторых АЗС России были зафиксированы невероятные скачки цены на топливо (см. таблицу №4).

Таблица №4. Цены на топливо на АЗС России. Начало 2011 года

Название, адрес АЗС Бензин 80 Бензин 92 Бензин 95 Бензин 98 ДТ
«Нефтемаркет», Забайкальский край, г. Чита, ул. Шилова, 96 24.70 27.30 28.20 29.60 29.10
«BP Вешки», г. Москва, МКАД, 85-й км, внешнее кольцо 25.29 27.39 30.29 25.29
«Neste», Ленинградская область, г. Ивангород, М11 25.20 27.90 32.90 28.20
«Роснефть», г. Иркутск, ул. Байкальская, 250б 22.30 25.80 27.70 29.10 26.80
«Роснефть», Приморский край, п. Горные Ключи, М60, 435-й км 27.30
г. Москва, МКАД, 65-й км, внешнее кольцо 21.90 25.40 27.10 29.10 25.80
«Северсинтез», Вологодская область, г. Череповец, Северное шоссе 22.00 23.00 25.30 25.50

 

По отчетам же аналитиков Росстата цены на топливо в начале 2011 года выросли всего на 0,7%, что никак не соответствует действительности. Если до новогодней ночи можно было найти заправку с ценником 23,5–24 рубля за 1 литр 95-го бензина, то после праздников заправится дешевле 27 рублей за литр того же бензина стало почти невозможно. Таким образом, для потребителя рост цен на топливо составил не 0,7%, а порой все 14%. Тем не менее, Росстат продолжает успокаивать: «Происходит естественный процесс. С 1 января изменилась макроэкономическая ситуация на топливном рынке, и нефтяные компании реагируют на нее. Здесь сказывается совокупность различных факторов. Во-первых, нагрузка увеличилась в результате замены транспортного налога повышением акцизов. Плюс с 1 января текущего года Россия перешла на использование топлива экологического класса «Евро-3», в связи с чем изменилась и система взимания акцизов». Но, как мы выяснили, никакой «замены транспортного налога повышением акцизов» не происходит. Кроме того, упомянутое топливо «Евро-3» из-за своего качества по-прежнему зажигает лампочки «Check engine». И, наконец, можно ли назвать «естественным процессом», тот труднообъяснимый фокус, когда акциз на бензин повышается с 3 992 до 5 673 рублей за тонну (1,35 рубля за литр), а цены на заправках вырастают на 3 и более рублей? Или это цена технологий «Евро-3»?

Итак, новый увеличенный акциз содержит в себе вторую часть транспортного налога, которая должна платиться по принципу «Больше ездишь, больше платишь». «Лишний» 1 681 рубль с каждой проданной тонны топлива, как заявлено, пойдет в Федеральный дорожный фонд, из которого планируется финансировать строительство и содержание автодорог. При этом наше правительство пообещало, что акциз будет повышаться и далее, не на много, но ежегодно. Так, следующего скачка стоит ждать в 2012 году, тогда акциз за тонну топлива повысится до 6 822–7 725 рублей в зависимости от октанового числа, а в 2013-м – до 9 151–9 511 рублей.

Попробуем заглянуть в это недалекое будущее и мы. Сейчас, как уже было сказано, подорожание акциза составило 1,35 рубля за литр (в тонне бензина в среднем 1 250 литров), в 2012 году акциз подорожает еще на 1,64 рубля, а в 2013-м – на 1,43 рубля. В итоге, если учесть двух–трехкратное увеличение цен на топливо относительно увеличения акциза, то в 2012 году литр бензина АИ-95 будет стоить никак не меньше 35 рублей, а в 2013-м – 38-ми. При этом мы сознательно не учитываем вероятного роста стоимости самой нефти. Но упомянем, что в минувшем году, да и во всех предыдущих, стоимость каждого литра топлива на 70% состояла из налогов и только 30% шло в карман АЗС и нефтяников.

Теперь посчитаем не чужие доходы, а наши с вами расходы. При этом будем исходить из того, что начисляемый транспортный налог не изменится, и прибавим к нему налог, «образовавшийся» в камерах сгорания двигателей наших «железных коней». Итак, в среднем российский автомобилист проезжает в год 15 000 км. Из среднего расчета 10 л на 100 км пути, получается 1 500 литров бензина в год. Умножим на нынешние 27 рублей… 40 500 рублей. Разница в акцизе, которую заплатит за год среднестатистический автовладелец, составит 2 025 рублей. А теперь прибавьте эти деньги к своему нынешнему транспортному налогу. Кроме того, придется платить еще по 2–3 рубля с каждого литра топлива за «Евро-3». Что, много? Но то ли еще будет в 2012 и 2013 годах!

Да, российским автомобилистам не позавидуешь. Однако стоит пожалеть не только их, но и вообще всех россиян. Ведь подорожают грузоперевозки, а вместе с ними подорожает абсолютно все, что мы видим на прилавках. Вырастут цены и на общественный транспорт. В общем, каждый внесет свою лепту в новый увеличенный акциз, даже если он ярый противник автомобилей. Что поделаешь – нефтедобывающая страна не делает никаких поблажек своим гражданам, которые, по Конституции, кстати, являются владельцами всех богатств, скрытых в недрах нашей земли.

Вместо послесловия

Как нам кажется, идея включить транспортный налог в стоимость бензина ни к чему хорошему не приведет. Ведь и старые налоги никуда, похоже, не денутся. В итоге, в скором будущем, когда мы начнем просить убрать транспортный налог из стоимости топлива, нам, возможно, назидательно скажут что-то наподобие: «А мы вас предупреждали, у России здесь, как и во многом другом, свой путь». Обидно? Конечно! По здравому смыслу, нужно было увеличить акциз на 50 копеек, а все прочие транспортные налоги отменить. Но на что тогда строить и ремонтировать дороги? Будем надеяться, что может за «двойную плату» власти хоть как-то улучшат ситуацию, и по российским дорогам можно будет ездить безбоязненно. Хотя стоп! Дороги скоро у нас должны стать платными! Но это уже тема для отдельного разговора.


«МНЕНИЕ»:
Заместитель генерального директора ОАО «АСМ-холдинг», кандидат экономических наук Ковригин Александр Сергеевич:

«Тут даже сомнений никаких нет, что автомобилистам придется платить гораздо больше налогов. Регионам разрешили повышать ставки в десять раз, чем они обязательно воспользуются. Может быть, в социально-ориентированной Москве и снизят налоги для маломощных машин, но сложно делать прогнозы, когда в столице новый мэр. Бюджеты, особенно в малых городах, недофинансированы, поэтому местные власти будут рады любому источнику денег. Кто же в такой ситуации будет добровольно снижать транспортный налог? Кроме того, деньги пойдут в разные кассы: налоги с бензина заберет государство, а начисляемый транспортный налог – местные органы власти. Если бы часть налогов с бензина уходила местным властям, в зависимости от «прописки» АЗС, то можно было бы ожидать снижения транспортного налога. А так получается казус: государство будет взимать налоги и тратить их по своему усмотрению, а местные власти должны снизить количество поступающих к ним денег, не получая ничего взамен. Поэтому речь в лучшем случае идет о том, чтобы местные ставки не снижать и оставить как есть, но возможно они будут увеличены»

наверх