Каждый год европейские владельцы «Джипов» собираются на грандиозную тусовку Camp Jeep – отметить день рождения любимой марки. Американцы в долгу не остаются: привозят на слет редкие машины и концепты
Jeep Safari – это попытка сделать из внедорожника с жесткой крышей «аквариум» для семейных покатушек по диким местам. Основная фишка Safari – прозрачные крыша и распашные двери на основе ажурного алюминиевого каркаса, обтянутого достаточно плотным винилом. При атаке носорога, конечно, не спасет, но от москитов и непогоды защитит. Стеклоподъемников, разумеется, нет. Если хочется большей близости с неизведанной природой, доступ наружу открывают застежки на молнии.
Задние раздельные кресла поворачиваются к бортам для панорамного обзора местности. А если пассажиры что и пропустят, эмоции вернет планшетный компьютер на передней панели – на него можно прислать материалы с дрона, который гнездится на крыше внедорожника.
Технически Safari – типичный Jeep Wrangler предыдущего поколения (хотя оформлением передка и смахивает на новую модель) с укороченным ради лучшей маневренности кузовом, яркой светодиодной оптикой, бензиновым 3,6-литровым V6 Pentastar под капотом и пятиступенчатым автоматом.
Но машину приподняли двухдюймовым (51 мм) лифт-китом, поставили усиленные мосты Dana 44 с блокировками дифференциалов, правильные 35-дюймовые колеса с грязевыми шинами BF Goodrich Mud-Terrain KM2 и более производительные тормоза. От повреждений Safari оберегают силовые бамперы и стальная «броня» днища. А на жаре «полиэтиленовой» капсуле не дает превратиться в парник особая климатическая установка.
Последний Wagoneer сошел с конвейера в роковом для Советского Союза 1991 году. Поэтому молодежь уже и не вспомнит, что для «Джипа» этот внедорожник значил нечто большее, чем просто строчка в каталоге. 29 лет выпускали машину, которая в дебютном 1962-м, по сути, открыла класс комфортабельных вездеходов.
Range Rover еще не родился, а Wagoneer в пику утилитарным аскетичным полноприводникам для села уже получил удобный и просторный закрытый кузов, переднюю независимую подвеску, автоматическую коробку, кондиционер, радио, усилитель руля и другие приятные вещи.
Вот в ту золотую для марки эпоху и пытается перенести уникальный Roadtrip. Выглядит прототип почти как обычный Wagoneer 1965 года. По словам разработчиков, «этот автомобиль пробуждает ностальгические воспоминания о семейных поездках в парк Йеллоустоун на летние каникулы». Советские дети отдыхали иначе, однако те, кто вырос любителем американских машин, отметит – с этим «Джипом» что-то не так. Вроде бы силуэт привычный, папина курительная трубка уютно лежит в пепельнице, лыжи трогательно привязаны к багажнику на крыше, но откуда эти бутылочные зеленоватые стекла и раздутые колесные арки?
Но самое интересное – под капотом. В Wagoneer Roadtrip запихнули современный 5,7-литровый V8 Hemi, соединив его при этом с древним четырехступенчатым автоматом. А клапанную крышку оригинальной «шестерки» Tornado использовали для изготовления кастомного инструментального ящика.
Связующий мостик от свежих концептов к историческим моделям на Camp Jeep проложил прототип Wrangler Africa 2015 года. И вроде бы не видно в нем типичного для иных выставочных «Джипов» внедорожного тюнинга в стиле «вырви глаз». Но эта машина интересного песочного цвета даже спустя три года притягивает другим – примером грамотного превращения «Рэнглера» предыдущего поколения в экспедиционный автомобиль.
За основу взяли дизельную 2,8-литровую версию c автоматом. Лифт-кит приподнял кузов на пару дюймов (51 мм), усиленные мосты Dana 44 с породистыми амортизаторами Fox готовы выдержать длительные пробеги по самым скверным дорогам, а случись серьезное бездорожье, выручат силовые бамперы, пороги, лебедка и злые 35-дюймовые колеса BF Goodrich на неубиваемых стальных дисках. Впрочем, подобные вещи вроде дополнительного света доступны в каталоге фирменных аксессуаров Mopar.
А концептуальным этот Wrangler делает, прежде всего, цельнометаллический кузов. Его удлинили в задней части, защитили веткоотсекателями, приподняли крышу, а запаску спрятали под пол, чтобы освободить больше места для скарба. Грузи хоть под завязку – металл защитили стойким покрытием по примеру коммерческих фургонов. А чтобы в долгом пробеге по неизведанным местам внедорожник не обсох, добавили крепления для канистр на передние крылья. Так топливный резерв доставать удобнее, да и над головой лишний пожароопасный вес не болтается. Хотя верхний экспедиционный багажник разработчики все же предусмотрели.
В 2018 году Camp Jeep выпал на 15 июля – день подписания соглашения о поставке в армию США малого полноприводного автомобиля Willys-Overland MA, прозванного со временем «Джипом». Разумеется, ветеран - виновник торжества не имел права пропустить ключевое событие в истории марки.
Правда, в Австрию приехал чуть более поздний вариант MB образца 1944 года, но это тоже символично – как раз такие внедорожники высадились в Нормандии, чтобы сжать немцев вторым фронтом.
И пусть в появлении первого «Джипа» компания Willys-Overland сыграла далеко не главную роль, военным наследием она распорядилась бережно. MB называли вторым лучшим другом солдата после винтовки. Нью-Йоркский музей современного искусства включил кондовый армейский внедорожник в экспозицию, посчитав шедевром машиностроения.
А корпус морской пехоты США представил (небывалый случай!) одну из машин к награждению медалью «Пурпурное сердце». Да что говорить, в нашей Красной Армии «Виллисы», поставляемые по ленд-лизу, тоже горячо любили. Поэтому прикоснуться к легенде, а тем более посидеть за рулем такого автомобиля – редкая удача, которую логично поймать за хвост именно на Camp Jeep.
Не успела отгреметь Вторая мировая, а американцы уже в 1944 году стали задумываться над тем, как использовать наработки по армейскому MB в гражданской жизни. В июле 1945-го в производство пошел первый цивильный вариант «Джипа» под названием CJ 2A.
Запасное колесо перенесли на боковину кузова, сделав задний борт откидным, увеличили фары, модернизировали трансмиссию, подвески и сиденья для более комфортной езды. Но, по большому счету, народу предложили тот же военный вездеход лишь в чуть более приятной обертке.
Раскручивать новинку по следам недавних сражений не стали – боль от потерь в обществе еще не утихла. Маркетологи Willys-Overland держали в уме другую цифру – в Америке на тот момент насчитывалось 5,5 миллионов фермеров, из которых свыше 4 миллионов не имели «трака» или трактора.
Вот этим ребятам и дали доступное средство механизации. Ведь на CJ 2A поставили коробку отбора мощности, благодаря которой внедорожник спаривался с различными сельхозмашинами и оборудованием, словно современный смартфон с бортовой мультимедийкой. И это сработало – до 1949 года собрали почти 215 тысяч CJ 2A.
В биографии Jeep Wrangler YJ чаще других звучат слова «первый» и «последний». В 1986 году с дебютом «Рэнглера» первого поколения оборвалась 41-летняя история линейки CJ. И пусть новая модель сохранила рамную основу, жесткие мосты на рессорах и упрощенный кузов, смена вывески оказалась оправданной. Утилитарный Jeep сделал шаг в сторону асфальтового удобства, для чего дорожный просвет слегка уменьшили, добавили стабилизаторы поперечной устойчивости, расширили колею, облагородили интерьер. В инженерном плане Wrangler приблизился к Cherokee.
А еще YJ стал первым (и последним) «Рэнглером» с прямоугольными фарами. Желание дизайнеров подчеркнуть смену имиджа и приоритетов понятно, однако покупатели так привыкли к лупоглазым «Джипам», что реинкарнация круглой оптики была лишь вопросом времени. Тем более, за развитие внедорожника взялись совсем другие люди. «Родителей» в лице специалистов American Motors Corporation взяли на контроль, когда марка Jeep в 1987 году перешла во владение концерна Chrysler.
Десять лет выпускали Jeep Wrangler TJ (Wrangler второго поколения) – с 1996 по 2006 годы. Внешне он вроде бы вернулся к истокам, но круглые фары оказались хитрой маскировкой очередных революционных изменений в концепции классических «Джипов».
Главное – впервые за всю историю «Рэнглеров» и CJ инженеры применили пружинную подвеску (сохранив раму и неразрезные мосты) по образцу Grand Cherokee, что серьезно повысило плавность хода и улучшило управляемость. Второе – в 2004 году линейку пополнила удлиненная на 15 дюймов (381 мм) модификация Unlimited с растянутой на 10 дюймов (254 мм) колесной базой. А спустя год такой вариант получила и экстремальная версия Rubicon.
И, похоже, эти метаморфозы «Рэнглера» устраивают покупателей. Во всяком случае, в Америке случались взлеты и падения, но модель продолжает жить и развиваться, вдвое подняв продажи за последние 10 лет. А это значит, на следующем Camp Jeep марке снова будет, что показать.
Свежие комментарии